Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур.
«Шри Джайва-дхарма (Вечная религия души). Том I. Глава 1. Вечная и временная природа души.
Неотъемлемая природа любого существующего предмета или субстанции, называемых на санскрите васту, есть его вечная характеристика (дхарма). Эта вечная природа проявляет себя на концептуальном уровне существования объекта, называемом гхатана. Другими словами, когда по воле Господа происходит творение какого-либо объекта, вместе с ним из небытия проявляется сопутствующая ему и неотделимая от него природа. Именно она определяется понятием дхарма. Однако когда данный объект приходит в соприкосновение с другими явлениями проявленного бытия, его изначальная природа видоизменяется или искажается. С течением времени это искаженное состояние объекта закрепляется за ним и создает ощущение вечной неотъемлемой его характеристики. Тем не менее такое искаженное состояние объекта не отражает его истинную объективную природу, то есть не является его свабхавой. Ее называют нисарга — природа, приобретенная объектом в результате продолжительного контакта с посторонними факторами из внешнего окружения. Таким образом, нисарга замещает собой свабхаву, выдавая себя за последнюю.
Возьмем, к примеру, воду, которая является васту — объектом, а способность быть жидкой — это ее свабхава. Когда под влиянием внешних обстоятельств (низкой температуры) вода замерзает, превращаясь в лед, ее приобретенное свойство твердости замещает собой органически присущую ей природу — быть жидкой. В действительности же приобретенная природа не может быть вечной. Она или случайна, или временна. Она проявляется в результате определенных обстоятельств, какое-то время существует и затем, когда причина, породившая ее, исчезает, она также автоматически прекращает свое существование. С другой стороны, свабхава объекта, его истинная природа, существует вечно. Даже будучи искаженной, она не исчезает, но пребывает как бы в дремлющем состоянии, сохраняя неразрывную связь с объектом. Раньше или позже, когда время и обстоятельства сложатся должным образом, вечная природа объекта опять проявится и будет вновь утверждена как объективный факт. Истинная природа объекта есть его нитья-дхарма, вечное предназначение, тогда как приобретенная природа объекта есть его наймитика-дхарма, временное и случайное предназначение.
Обладающий васту-гьяной, истинным пониманием сути вещей, может увидеть разницу между нитья- и наймитика-дхармой. Те же, кому такого знания явно не достает, вынуждены ошибаться, принимая одно за другое, будучи уверенными, что временная природа объекта и есть его вечная дхарма.
Санньяси Тхакур сказал:
— Прошу, объясни мне значение слова «васту».
Парамахамса Бабаджи:
— Санскритское слово «васту» происходит от глагольного корня «вас», что значит «существовать», «обитать» или «пребывать в каком-либо состоянии». Добавляемый к нему суффикс «ту» превращает слово в отглагольное существительное. Таким образом, то, что существует и может быть понято само по себе, есть васту.
Васту бывает двух видов: вастава и авастава — соответственно реально существующая категория и не существующая на деле или временная категория. Вастава васту обозначает предметы трансцендентного мира, а авастава васту используется для описания временных объектов материального проявления, которые можно разложить на несколько категорий: дравья — предметы, гуна — качества и другие. Только трансцендентные «предметы» в действительности существуют, тогда как временные категории мирского бытия имеют лишь некое подобие существования, которое иногда истинно, а иногда ложно. Человек, верящий во что-либо, может иметь правильное представление, но может и ошибаться, принимая иллюзию за реальность.
«Шримад-Бхагаватам» (1.1.2) говорит в этой связи:
ведйам̇ ва̄ставам атра васту ш́ивадам̇ — только истинная реальность, отличная от иллюзии, которая существует в неразрывной связи с Верховной Абсолютной Истиной и служит на благо всем и каждому, может быть объектом познания для серьезного исследователя. Из этого утверждения «Бхагаватам» становится очевидным, что лишь мир духа есть единственно истинное бытие, а Верховный Господь, Бхагаван, есть единственный вастава васту — исключительное проявление этого бытия. Он является причиной существования бесчисленных живых существ — джив, наделенных индивидуальностью, которые есть Его вечные неотъемлемые частицы, а также причиной майи — магической энергии, порождающей иллюзию.
Поэтому слово «васту» указывает на три фундаментальные реалии: Бхагавана, дживу и майю. Существование всех трех совершенно объективно и знание об их взаимоотношениях есть шуддха-гьяна, чистое знание. Философы, каждый по-своему, пытаются объяснить истинную природу этих трех реалий, однако все их толкования касаются лишь авастава васту, временных иллюзорных мирских категорий. Так, мыслители школы вайшешика «разбирают по частям» материальное творение, выделяют его различные составляющие, такие как дравья (объекты) и гуны (их качества), однако видят перед собой лишь материальные категории авастава васту. Вастава васту обладает вишеша-гуной, конкретными индивидуальными чертами, определяющими саму его природу. Такие определенные признаки присущи и вечным душам — индивидуальным живым существам.
Услышав это, Санньяси Тхакур сказал:
— О мой господин, я хочу более ясно понять этот предмет.
Бабаджи Махашая ответил:
— Однажды преданный по имени Кришнадас Кавирадж, вобравший в себя всю милость Шри Нитьянанды Прабху, показал мне свою рукопись книги «Шри Чайтанья-чаритамрита». И на страницах этой книги Шриман Махапрабху дает нам такое объяснение:
джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.108)
«Находясь между духовной и материальной природой, живое существо, порожденное татастха-шакти, пограничной энергией Всевышнего Господа, навечно едино и одновременно отдельно от Него».
кр̣ш̣н̣а бхули’ сеи джӣва ана̄ди-бахирмукха
атаэва ма̄йа̄ та̄ре дейа сам̇са̄ра-дух̣кха
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 20.117)
«Забыв о Кришне, живое существо в незапамятные времена пало жертвой влечения к внешней иллюзорной энергии Господа. Поработив душу, майя заставляет ее влачить жалкое мирское существование и переносить бесчисленные материальные страдания».
Кришна — это чит-васту, Тот, Кто воплощает в Себе всю совокупность духовного бытия. Его можно сравнить с солнцем духовного мира. Дживы подобны атомарным частицам света, расходящимся в лучах солнца, их количество невозможно подсчитать.
Господь Шри Кришна — это брихад-чит-васту, бесконечно великое трансцендентное живое существо, тогда как джива — это ану-чит-васту, бесконечно малое трансцендентное живое существо. Оба, будучи полностью духовными (чит-дхарма), они различаются тем, что Кришна — это полное целое, а джива есть Его неотъемлемая частица.